ПОИСК ПО САЙТУ
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И НАДЕЖНОГО ДОКТОРА
Сегодня городские и районные поликлиники преимущественно обслуживают стариков да инвалидов. Работающим россиянам тратить там время чаще всего некогда и не хочется, разве что необходим больничный лист. Но если нужна серьезная медицинская помощь, мы предпочитаем искать "хорошую больницу" или "знающего доктора". А вот где и как их найти?
Лечиться по знакомству
Вариант, знакомый нам с советских времен: доктор - родной дядя соседа нашего приятеля, который лечил тещу того же приятеля и замечательно вылечил. Практически ничем не отличается от варианта "лечиться в поликлинике" - и там, и там вероятность удачи почти одинакова. Единственное преимущество - высокая вероятность благожелательного отношения к вам доктора, которому не захочется портить свою репутацию в глазах тещи приятеля.
Поэтому, если вам настойчиво рекомендуют такого доктора - чьего-то родственника или знакомого, постарайтесь аккуратно выяснить ответы на ряд вопросов:
- В каком лечебном учреждении доктор работает и как долго? Если в большой многопрофильной больнице или в специализированном по этому заболеванию центре, скорее всего, у него и правда большой опыт. Если в маленькой ведомственной клинике или в санатории, вероятность настоящего опыта и клинических навыков меньше.
- Давно ли проходил переподготовку по своей специальности? Если давно не освежал свои познания в специальности, вам же хуже - будет лечить по старинке.
- Сколько лет доктору? Совсем молодой - опыта может быть недостаточно. Совсем старенький - познания могут быть обширные, но несколько устаревшие. Средних лет или пожилой, но энергичный - портрет весьма симпатичный.
- Есть ли ученая степень, звание, другие признаки статуса? Хотя порой и чистый практик даст фору академику, лучше если есть. Честолюбие - признак для врача положительный.
- Есть ли слава? Признак эфемерный, но нередко в очереди перед кабинетом о враче узнаешь больше, чем в любом CV. Поговорите с пациентами, послушайте средний медперсонал - в больнице своих "звезд" знают все.
Лечиться по направлению
Если вам не смогли поставить диагноз или назначить лечение в поликлинике, если назначенное лечение помогает мало или совсем не помогает, просите направление в профильный диагностический центр или больницу. Но имейте в виду, что далеко не всякое направление приведет в нужное место. Не полагайтесь на удачу.
Разузнайте (теперь это можно сделать в интернете, а прежде - только из разговоров с "товарищами по несчастью"), какими болезнями занимаются в этом центре или клинике, какими методами лечат, каким диагностическим оборудованием располагают. К сожалению, доступа к медицинской статистике больниц у пациентов нет. А весьма полезно было бы знать процент осложнений и летальности по клинике, есть ли на нее жалобы, судебные процессы.
Конечно, большинство государственных медучреждений не шикуют. Но слишком обшарпанная обстановка, грязь, ломаная мебель, драное постельное белье - признаки дурно руководимой больницы, вороватого и нераспорядительного начальства, павшего духом персонала. Еще хуже, когда эта нищета и нечистоплотность сочетаются с богато отделанным административным корпусом или этажом - отсюда одна дорога: в прокуратуру.
Если при поступлении в клинику по направлению вам с ходу начинают объяснять, что часть анализов и исследований вы должны будете оплатить, не торопитесь доставать кошелек. Эти утверждения не худо проверить (дочитайте до конца, узнаете, где это можно сделать).
Во многих специализированных лечебных учреждениях нужно предоставить помимо направления целый "букет" готовых анализов и исследований, причем свежих. Узнайте об этом заранее, иначе могут отказать в госпитализации или предложат сделать все это у них, но за деньги. Кроме того, это на несколько дней удлинит срок "лежания".
Лечиться по рекламе
Громкой рекламой самых разных медицинских услуг забиты газеты, журналы, телепрограммы. Можно ли ей верить? С большой осторожностью.
Больше доверия вызывает самая скромная и деловая реклама - перечень услуг, адрес, телефоны. Все эпитеты и метафоры ("впервые в России", "самые знаменитые", "уникальный", "только у нас" и т.д.) сразу зачеркивайте и не слушайте. Скорее всего, враки.
Не доверяйте никаким "паранормальным" или "древним", "народным" или "экстрасенсорным" - враки вдвойне. Во-первых, нет ничего подобного, во-вторых, обдерут как липку.
Подозрение должны вызывать слишком громкие и обильные титулы врачей, чрезмерно хвалебные рассказы "благодарных" пациентов, фотографии "до" и "после" лечения - их легко напечатать и нарисовать на компьютере.
Слишком богатый интерьер, слишком вышколенная обслуга, слишком пафосная обстановка платной клиники - тоже, скорее всего, расчет на богатых лохов. Нормально работающий частный врач и не обдирающая пациентов частная клиника должны иметь все это на достойном, но не мраморно-золотом уровне.
Лечиться по правилам
Сложнее всего оценить профессиональные свойства врача, ведь большинство из нас, даже самые продвинутые, мало смыслят в медицине. Но есть некоторые косвенные признаки хорошего врача.
Он вежлив, чистоплотен, приветлив, не отказывается поговорить с пациентом, ответить на его вопросы. Хороший врач разделяет принципы сотрудничества с пациентом, принятые в современной медицине. Если вам предстоит сложное исследование или операция, хороший доктор подробно и понятно объяснит их суть, честно скажет о рисках, о том, как пойдет процесс лечения дальше. Многие даже рисуют на бумаге схему, растолковывают термины.
Хороший доктор не строит из себя всезнайку, не чужд сомнений, если болезнь у вас сложная. Если он приглашает коллег на консилиум, предлагает вам консультацию профессора или врача из другой клиники, не считайте это некомпетентностью - это, скорее всего, ответственность. Если он говорит вам: "Давайте пару дней понаблюдаем", это нормально.
Хороший доктор любит дисциплинированных, опрятных, оптимистично настроенных пациентов и старается всячески эти качества поддерживать и поощрять. Он может быть хмурым или, напротив, улыбчивым - врачи тоже люди! - но никогда не бывает грубым или заносчивым. Он знает, что лечит не только лекарство или скальпель, но и слово.
Хороший доктор никогда не заводит с пациентом речь о деньгах - это считается неприличным. Однако и тут в последнее время произошли перемены, как во всей нашей жизни. Прежде такие врачи денег и подарков и вовсе не принимали.
Теперь существует негласное правило: если после лечения пациент хочет сам поблагодарить - взять не зазорно. Но многих, особенно врачей старой школы, это по-прежнему коробит.
Если действительно хотите заплатить доктору за труды, найдите уместную и деликатную форму. И имейте в виду, что спиртным, дорогими конфетами и дурацкими сувенирами хороший доктор снабжен в избытке, девать некуда.
Кто прав: медик или пациент?
В поликлинике врач рекомендует лекарство, но не выписывает рецепт, а пишет бумажку с названием и адрес "своей" аптеки. Законно ли это или он должен дать рецепт с личной печатью?
"Свою" аптеку врач рекомендовать не должен. На все лекарства, которые он назначает, должны быть выписаны рецепты на бланке установленной формы. Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью. Исключение составляют лишь лекарства, которые не требуют выписки рецепта, например: аспирин, цитрамон и т.п.
Врач говорит, что пациенту требуется сложное диагностическое исследование, но он не может направить, ищите сами, где это делают. Правильно ли это?
Если врач поликлиники считает, что пациенту требуется дополнительное обследование, которое не делают в данной поликлинике, то пациенту должны дать направление.
Больной ходит к врачу с высоким давлением - 200/120, но назначенные им лекарства не помогают. Должен ли врач направить больного в стационар или будет продолжать "подбор терапии"?
При наличии медицинских показаний и неэффективности проводимого лечения врач должен направить пациента в другое медицинское учреждение, в котором оказывается помощь более высокого уровня, для дополнительных методов диагностики.
Больной попал в стационар по экстренным показаниям, но врачи затрудняются с постановкой диагноза. Должны ли они в этом случае вызвать консультанта из профильного института или другой клиники?
При тяжести состояния и нетипичном течении заболевания лечащий врач должен пригласить консультантов и организовать консилиум. За лечение в больнице отвечает заместитель главного врача, который должен принимать решение о взаимодействии с другими учреждениями по оказанию консультативной помощи, а в каких-то случаях и решение о переводе в профильное учреждение.
Больной не согласен с мнением или действиями лечащего врача и хотел бы заменить его. К кому он должен обратиться в этом случае?
Пациент имеет право на выбор врача - как семейного, так и лечащего, с учетом его согласия. Имеет он и право выбора медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Для смены врача необходимо обратиться к руководителю медицинской организации.
Больному должны делать плановую операцию, но просят купить за свой счет лекарства, расходные материалы или устройства (типа пластинок для фиксации позвонков и т.п.).
Законно ли это? Предусмотренные стандартами оказания медицинской помощи медикаменты, расходные материалы (в том числе и импланты, имплантаты, другие изделия медицинского назначения, вживляемые в организм человека, и т.д.) входят в стоимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), а значит - бесплатны для пациента.
Больной получил "квоту" на высокотехнологичное лечение. Но в федеральном центре с него требуют оплатить "дополнительные" анализы и исследования?
Направление, которое выдается на высокотехнологичную медпомощь, покрывает все лечение, включая медикаменты и расходные материалы, предусмотренные стандартами лечения. А все анализы и исследования на догоспитальном этапе обеспечивают органы управления здравоохранением регионов, которые выдают направление на ВМП. Поэтому при поступлении в федеральный центр у пациента на руках должны быть результаты всех исследований, которые ему выполнили в рамках подготовки к госпитализации. Без этих документов ехать на лечение не стоит.
Куда жаловаться?
По всем вопросам, связанным с защитой прав пациента, нужно обращаться к руководителю медицинского учреждения или в страховую медицинскую организацию, которая выдала вам полис.
|