ПОИСК ПО САЙТУ
ВЫБОР DVD - ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ
История DVD на просторах СНГ началась в апреле 1997 года, когда концерн Matsushita представил в Москве аппарат Panasonic DVD-A100, предназначенный для продажи именно в России.
Что под этим подразумевалось? Для продвижения на рынок нового формата и одновременно защиты авторских прав в 1995 г. была создана международная организация DVD Forum. C ее подачи мир поделили на шесть географических зон, для каждой установили свой региональный код (вводится как на диск, так и в «софт» DVD-проигрывателя). В результате диск, предназначенный для определенной зоны, должен воспроизводиться только на «родном» проигрывателе. Россия и страны бывшего СНГ оказались в пятой зоне (для сведения: США и Канада входят в первую зону, Западная Европа и Япония — во вторую, и т.д.). Номинально это требование соблюдается до сих пор, но фактически большинство DVD-проигрывателей, продающихся у нас, играет диски любой зоны, то есть является мультизонным.
Совет первый
При покупке DVD-проигрывателя убедитесь в его «мультизонности». Для этого нужно проверить, воспроизводит ли аппарат «американские» диски. И еще: не стоит заниматься самовывозом проигрывателя из-за океана. Купленный в США, Канаде или Японии аппарат откажется читать российские диски почти наверняка, а превратить его в мультизонный практически невозможно — он рассчитан на работу только с американо-японским видеосигналом NTSC, а не с PAL’ом, в котором записано подавляющее большинство отечественных релизов.
Недорогой проигрыватель не имеет транскодера NTSC–PAL, записи воспроизводит в оригинальной системе цветности Обратимся к задней панели проигрывателя. Подчас она оказывается красноречивей (во всяком случае, наглядней) руководства по эксплуатации. На ней расположено главное — выходы аудио- и видеосигналов. Звук выводится как в цифровом, так и в аналоговом виде. Выход цифрового аудиопотока может быть коаксиальным (обычное гнездо RCA) и оптическим (специальное гнездо со светодиодом). Также есть стереовыход (2хRCA) и выходы со встроенного декодера Dolby Digital/DTS (6xRCA) — если проигрыватель им оснащен, что бывает далеко не всегда.
У видеосигнала — четыре разновидности. Самый простой и наименее качественный называется композитным. В нем составляющие яркости и цветности смешаны, он подается на одно гнездо RCA. Более качественный — сигнал S-Video (упомянутые выше составляющие разделены), реализуемый обычно на гнезде miniDIN или SCART. Наилучшие характеристики — у компонентного (обозначается как Y/Cb/Cr, реализуется на трех гнездах RCA) и RGB-сигнала, реализованного на SCART’e.
В компонентном виде может передаваться и сигнал с прогрессивной разверткой (в таком случае выход часто обозначается Y/Pb/Pr).
Совет второй:
Убедитесь, что приобретаемый DVD-проигрыватель читает не только Dolby Digital, но и DTS — ищите на передней панели соответствующий логотип.
Совет третий:
Подключайте DVD-проигрыватель к телевизору по наиболее качественному сигналу. Скорее всего им окажется RGB (большинство крупноэкранных телевизоров на российском рынке оснащено SCART’ом с возможностью приема RGB-сигнала).
Совет четвертый:
При покупке проигрывателя, оборудованного выходом с прогрессивной разверткой, помните: соответствующий сигнал может воспринять только видеопроектор, плоская панель и незначительное меньшинство дорогих телевизоров. Если такое положение дел вас не пугает, убедитесь, что плейер выдает «прогресс» не только в NTSC, но и в PAL’e.
Функция — это просто.
Страница меню установок проигрывателя c видеорегулировками. Первой строкой идет упомянутая в основном тексте возможность выбрать формат изображения (выбран режим 4:3 с пансканированием), второй — возможность подстроиться под тип приемника видеосигнала и т.д.
Возможности DVD-проигрывателя разнообразны. Если на диске записано несколько звуковых дорожек, он позволит выбрать нужную. То же справедливо и для варианта субтитров. Подобно CD-проигрывателю, DVD-аппарат разрешает уменьшить или увеличить (причем даже с сохранением звука) скорость воспроизведения, перейти в режим паузы, а недавно многие производители начали снабжать аппараты функцией мгновенного повтора последних 10–60 с программы (полезна, если просмотр был прерван, к примеру, неожиданным телефонным звонком).
Немало плейеров последних моделей оснащено видеорегулировками. Это могут быть как предустановки яркости, контрастности и цветности (аналог — пресеты эквалайзера в музыкальном центре), так и возможность (на наш взгляд, более ценная) регулировать параметры вручную. Напрашивается вопрос: зачем изменять их, когда DVD дает картинку, на порядок более качественную, чем у рядовой эфирной трансляции? В том-то и дело! Телевизор, настроенный на прием с эфира, картинку с DVD воспроизведет неестественно (скорее всего будет завышена цветность). Регулировка же позволит привести ее в норму. У «продвинутых» моделей изменяются даже такие диковинные параметры, как «гамма» (влияет на передачу темных сцен) и задержка сигнала цветности относительно сигнала яркости. Это позволяет точнее согласовать работу проигрывателя и видеопроектора или плоской панели. DVD-проигрыватель рассчитан на работу не только с многоканальным, но и со стереоусилителем (сюда же можно отнести и стереотракт телевизора), поэтому, кроме обязательного выхода сведенного (превращенного из многоканального в двухканальный) аудиосигнала, плейер зачастую оснащается системой создания эффекта объемного звучания при работе на две АС.
Еще одна почти обязательная функция DVD-проигрывателя — транскодер NTSC–PAL, то есть возможность просмотра изображения в NTSC, американо-японской системе цветности, на PAL/SECAM-телевизоре и записи на PAL-видеоманитофон. Транскодер выполняется в нескольких разновидностях. Такие фирмы, как Panasonic и Samsung, делают его неполным — NTSC преобразуется в PAL 60, который игнорируется видеомагнитофоном. Проще говоря, посмотреть «американскую» картинку на европейском телевизоре можно, а записать в PAL’e нельзя. JVC и LG устанавливают на свои аппараты неотключаемый транскодер (любая запись воспроизводится в PAL’e, и ничего с этим не поделаешь); некоторые модели от Pioneer и Rolsen трансформируют сигнал NTSC в полноценный PAL, но без возможности автоматического воспроизведения картинки в «родной» системе цветности (на выходе всегда или PAL, или NTSC — по выбору пользователя). Кардинальное решение предлагают германские (Scott и MAS Electronik AG, выпускающий проигрыватели под маркой Xoro) китайские (BBK, Shinco) и российские (Polar, Rubin, «Сокол») компании — полный двунаправленный (NTSC–PAL/PAL–NTSC) транскодер с режимом Auto.
Совет пятый:
С наилучшим качеством картинка воспроизводится в той системе цветности, в которой записана, поэтому домашний кинотеатр целесообразно строить на основе мультисистемного телевизора и DVD-проигрывателя либо вовсе без транскодера, либо (для любителей видеозаписи) с полным транскодером, имеющим режим Auto.
Совет шестой:
Если возможность изменить видеопараметры для вас важна, обратите внимание на то, чтобы проигрыватель мог запомнить хотя бы два набора параметров — один для PAL’a, второй для NTSC.
Управлять надо с умом
Система экранных меню DVD-проигрывателя — довольно сложная и разветвленная. Дабы облегчить первоначальную установку, разработчики зачастую предлагают на выбор два ее алгоритма — упрощенный (часто называется Quick) и полный (Custom) — для сведущего пользователя. Многие модели от Pioneer и Sony выводят на экран комментарий к каждой опции или предлагают провести настройку в режиме «вопрос–ответ». Подход здравый, но чтобы им воспользоваться, нужно в совершенстве владеть английским. Между тем правильная инсталляция — ключ к успешной эксплуатации. Не бойтесь ее, в ней нет ничего сложного, нужно лишь разобраться в логике процесса. Сначала необходимо выбрать формат изображения — один из трех. Проще всего обладателям широкоэкранного телевизора: они выбирают формат 16:9 (Wide). Владелец обычного телевизора волен выбрать 4:3 PS или 4:3 LB. В первом случае широкоэкранную картинку DVD-проигрыватель слегка обрежет по краям и тем самым уменьшит ширину горизонтальных черных полос на экране. Этот процесс называется пансканированием (отсюда и «PS» в названии формата). При выборе 4:3 LB оригинальная размерность картинки сохранится — как и ширина горизонтальных полос на экране. Изображение станет напоминать щель для писем в почтовом ящике (Letter Box по-английски, поэтому и в названии появилась аббревиатура LB). Однако помните: чтобы DVD-проигрыватель смог реализовать пансканирование, на самом DVD должна присутствовать специальная информация. Если ее нет, фильм вы увидите в оригинальной размерности, даже выбрав режим 4:3 PS. При подключении проигрывателя к AV-ресиверу по «цифре» придется выбрать тип потока на цифровом выходе. Проигрыватель предложит опять же три варианта: PCM, Dolby Digital, All. Выбрав первый вариант, вы получите поток только с записей CD Audio; второй предполагает и передачу потока Dolby Digital (предусмотрен для устаревших AV-ресиверов, не читающих DTS). Третий вариант — самый распространенный, предполагает передачу сигнала любого типа. Если ваш ресивер распознает поток DTS, выбирайте именно этот вариант. При подключении к стереоусилителю нужно задать сигнал на аналоговом аудиовыходе. Это может быть обычное стерео (информация, подаваемая в пятиканальном режиме на фронтальные левую и правую АС) или полный двухканальный сигнал LT/RT (Left Total/Right Total), в который подмешана информация центрального и тыловых каналов. Его следует выбирать, если DVD-проигрыватель подключается к аппарату, оснащенному только декодером Dolby Pro Logic (ресиверу или телевизору). Остальное — выбор языка меню, субтитров, защита от детей и т.п. — уже не принципиально.
Отдельные аппараты предлагают выбрать тип стоп-кадра (field — полукадр, или frame — кадр, состоящий из двух полукадров). Однозначного подхода нет, все зависит от типа изображения. Если это кинофильм, выбирать следует frame, если картинка, снятая на видеокамеру, выбирайте field, и вы избавитесь от искажений типа «гребенка». Но так ли часто вы пользуетесь стоп-кадром, чтобы обращать внимание на эти тонкости?
Гораздо важней то, как DVD-проигрыватель читает и отображает информацию о смешанных дисках. Одни аппараты требуют вручную выбрать среду — MP3/WMA или JPEG, другие показывают сразу все папки на диске. Некоторые модели урезают названия композиций, но большинство воспроизводит их полностью. Проигрыватели Panasonic оснащены возможностью поиска треков по нескольким начальным символам. Режим воспроизведения картинок называется слайд-шоу. Зачастую можно регулировать скорость смены изображений, выводить пояснительный текст, поворачивать картинки на угол, кратный 90 град., выводить их в виде мозаики и пр. В любой момент можно получить полные данные о воспроизводимой программе — они выводятся на информационную строку. Последняя бывает пассивной и активной (позволяет изменять тот или иной параметр — звуковую дорожку, тип субтитров и т.п.). Особой полнотой отличается строка проигрывателей Panasonic: индицируется буквально все вплоть до скорости цифрового потока (отдельные модели даже строят ее график!).
Совет седьмой:
Любой DVD-проигрыватель позволяет ускорить просмотр, однако лучше, если он не сразу перескакивает на х8, а делает это постепенно (х2, х4, х8) — точность поиска оказывается гораздо выше.
Совет восьмой:
Выбирайте проигрыватель, позволяющий возобновить воспроизведение с прерванного места даже после выключения (Resume). В этом случае перед окончанием просмотра вам не придется повторно смотреть рекламу, которой на многих российских
DVD — с избытком.
Совет девятый:
Большинство аппаратов способно увеличить изображение (режим Zoom c коэффициентами до х8), но реально полезными оказывается коэффициент х1,3, позволяющий принудительно вписать по высоте широкоэкранную картинку в экран обычного телевизора (4:3). Если для вас такая возможность важна, присмотритесь к проигрывателям Panasonic новейших моделей — они имеют возможность плавной регулировки коэффициента увеличения с точностью до 0,01.
Совет десятый:
Пульт ДУ должен быть правильно сбалансирован (не выскальзывать из рук). Предпочтение следует отдавать полноразмерным, а не миниатюрным ПДУ, под большим пальцем должны оказываться «главные» кнопки — stop и play (хорошо, если она совмещает функцию select — выбора опции меню).
Совет одиннадцатый:
При покупке недорогого проигрывателя решите, нужны ли вам система караоке (бывает на один или два микрофона с возможностью изменить тональность и темп фонограммы), прогрессивная развертка и множество видеовыходов. В подавляющем большинстве случаев ваш DVD-плейер будет подключен по SCART’у (RGB-сигналу) к телевизору и по «композиту» — к видеомагнитофону. Выход S-Video, например, может пригодиться разве что владельцу S-VHS-видеомагнитофона или азиатского телевизора устаревшей модели.
Совет двенадцатый:
Проигрыватель с декодером многоканального сигнала нужен лишь тем, кто решил обзавестись недорогим комплектом сателлитных АС и сабвуфера со встроенным многоканальным усилителем. В этом случае обращайте внимание на то, чтобы декодировался звук не только Dolby Digital, но и DTS. Убедиться в этом просто: на логотипе DTS должна быть надпись Digital Surround. Если написано Digital Out, значит, сигнал DTS проигрыватель не расшифровывает, а лишь «гонит» поток на цифровой выход. Еще одно важное достоинство встроенного декодера — возможность регулирования громкости каждого канала и задержек тылового и центрального сигнала.
Совет тринадцатый:
Программ сжатия в MPEG-4 (так называемых кодеков) существует несколько, поэтому нет гарантии, что конкретный проигрыватель прочитает конкретный диск. При покупке проверьте аппарат на работу с записями, сделанными при помощи разных кодеков.
Совет четырнадцатый:
Если вы решили приобрести «двухкарманник», обратите внимание на мультизонность и наличие Macrovision — системы защиты DVD от перезаписи, а также на присутствие самой возможности переписать диск на кассету (некоторые аппараты ее лишены).
Совет пятнадцатый:
Если вы не собираетесь обзаводиться дорогостоящим видеопроектором, проигрыватель, оснащенный выходом цифрового видеосигнала, покупать не стоит — потенциал останется нереализованным.
Рассуждения общего порядка
Все с нетерпением ждут появления доступного лазерного носителя сигнала для телевидения высокой четкости (HDTV). Концерн Sony уже не первый год демонстрирует на презентациях DVD-продукцию формата Blu-ray, но дальше опытных образцов дело пока не идет — прогресс сдерживают вопросы защиты авторских прав. Бесконечно эта патовая ситуация продолжаться не может, прорыв к HDTV рано или поздно должен наступить. Параллельно будут совершенствоваться проигрыватели. Вполне возможно, они превратятся в DVD-процессоры — цифроаналоговые преобразования выполнять перестанут, будут лишь передавать цифровой поток к приемнику видеосигнала и AV-ресиверу. Такой подход должен привести к дальнейшему повышению качества картинки и удешевлению систем домашнего кинотеатра.
Несомненно, что аппараты высшей ценовой категории станут по-аудиофильски универсальными — будут читать и DVD-Audio, и SACD (пока в стане производителей царит явное размежевание на два лагеря). Интерфейсы i.Link и DVI, по всей видимости, вытеснит комбинированный интерфейс HDMI. Он позволяет, с одной стороны, упростить коммутацию, а с другой — передавать защищенные от копирования видеоданные (в отличие от DVI, передающего только «открытый» цифровой поток). Еще одно интересное направление развития DVD-проигрывателей состоит в увеличении числа носителей, с которых они будут способны считывать информацию. Речь идет, в первую очередь, о различных твердотельных (полупроводниковых, solid state) устройствах. На сегодняшний день это — всевозможные флэш-карты; и проигрыватель, работающий с ними, уже выпускается серийно (см. новость о Samsung DVD-P345). В общем, сфера применения DVD-плейеров расширится — они обретут способность воспроизводить цифровые фотоснимки без перезаписи последних на оптический диск. А отсюда — рукой подать до скачивания фильмов в память проигрывателя напрямую из всемирной паутины.
Hедорогие проигрыватели
Начальный ценовой диапазон для DVD-проигрывателей составляет $90–200. Аппараты стоимостью $100 чрезвычайно популярны, причем не только по чисто экономическим причинам, но и вследствие того, что компромиссы, обеспечивающие низкую стоимость, заметны только вооруженным (результатами серьезных измерений!) глазом. А то, что в глаза бросается — в первую очередь, оснащенность, — обычно превосходит ожидания. Например, у подавляющего большинства проигрывателей (особенно от китайских или российских производителей) есть все описанные выше AV-выходы, а у аппарата Polar DV-1015 еще и выход VGA, т.е. возможность прямого подключения к компьютерному монитору или плазменной панели, а также выход компонентного сигнала с прогрессивной разверткой как в NTSC, так и в PAL. Однако раскрывают ли этот гигантский потенциал фактически достигнутые характеристики? Далеко не всегда. На врезке приведен график цветового баланса недорогого проигрывателя одной из фирм «второго» эшелона. Как видно, отработка цветовых переходов и уровень шума цветности оставляет желать лучшего: кривые компонентного (зеленая), RGB (фиолетовая) и S-Video (синяя) сигналов сильно отличаются от идеала (белый треугольник). Заметно лучше обстоит дело у аппаратов от производителей-мейджоров. Проигрывая в оснащенности (отсутствуют навороты, явно избыточные для бюджетной аппаратуры), они обычно выигрывают в качестве выходных сигналов.
Проигрыватели средней ценовой категории
В этот класс следует включить аппараты стоимостью $200–350. В нем представлены модели всех основных производителей первого эшелона — от Aiwa до Toshiba, оснащенные более совершенными цифроаналоговыми преобразователями (12 бит/ 54 МГц или даже 12 бит/108 МГц против 10 бит/ 27 МГц — наиболее распространенного ЦАП у недорогих аппаратов). За эти же деньги можно купить проигрыватель менее известной фирмы, читающий записи MPEG-4, или «двухкарманник» — DVD/VHS-комби. Ассортимент последних растет особенно быстро — еще год назад на рынке были представлены модели пяти фирм (LG, Samsung, Daewoo, JVC, Sharp), а сегодня к ним добавились аппараты от Aiwa, Funai, Panasonic, Toshiba и Thomson. Отсюда очевидное затруднение покупателя — что предпочесть? Любителям музыки и домашнего кинотеатра следует отдать предпочтение машине от фирмы-мейджора: она, будучи оснащена с разумной достаточностью (ничего лишнего, но все необходимое в наличии), имеет лучшие, чем у более дешевых моделей, AV-характеристики. Вместе с тем очень заманчиво приобрести аппарат с таким модным сегодня наворотом, как чтение MPEG-4, — диски стоят недорого, номенклатура расширяется ежечасно. Учитывают это и фирмы-мейджоры. Красноречивый пример — проигрыватель Philips DVP630.
Дорогостоящие DVD-проигрыватели
К этой категории мы, в целях экономии места, вынуждены отнести все аппараты стоимостью свыше $350, хотя контраст между 350-долларовой и «хай-эндовой» машиной весьма существенный. Мы попытаемся коснуться лишь качественных различий. Аудиохарактеристики дорогого аппарата — на уровне лучших образцов CD-проигрывателей класса Hi-Fi. Вообще, нужно сказать: мнение о том, что музыку нужно слушать только на специализированном CD-плейере, превратилось в лишенный реальных оснований миф. Об этом свидетельствует, в частности, статистика, собранная в нашей тестовой лаборатории. Большинство DVD-проигрывателей стоимостью свыше $500 читает хотя бы один эксклюзивный аудиоформат — SACD или DVD-Audio; растет число аппаратов, воспроизводящих записи обоих форматов, причем в многоканальном варианте (в отличие от некоторых недорогих машин, отыгрывающих DVD-A лишь в стерео). К воспроизведению «эксклюзива» дорогостоящие проигрыватели готовы полностью — они оборудованы специальной регулировкой Bass Management (управление басом), а самые последние модели позволяют получить поток SACD/DVD-A в цифре по шине i.Link. Но еще сильнее впечатляют их видеовозможности. Помимо стандартных аналоговых видеовыходов, они оборудованы цифровыми — DVI или даже HDMI. Кроме того, они обеспечивают разрешение, соответствующее параметрам приемника видеосигнала, а интерфейс HDMI позволяет организовать между проигрывателем и приемником интерактивный режим (автоматически выбирается наилучший формат и разрешение картинки).
|