CCCP - страна советов, секретов и рецептов

Верной дорогой идете, товарищи! (И.Сусанин)

  * МЕНЮ САЙТА *



Праздники сегодня
Праздники сегодня
РЕЦЕПТЫ

ФАЗЫ ЛУНЫ
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Цитаты великих


ПОИСК ПО САЙТУ


ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

Но даже в первую свою работу по обслуживанию себя ребенок вносит много игры. Постепенно ему поручаются всё более сложные работы, которые имеют значение для всей семьи. Все же игра в это время является главным занятием ребёнка, и наиболее его интересует.

В школьном возрасте работа выходит на первое место, появляется ответственность, она связана с ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, близко стоит к его будущей общественной деятельности. Но и в это время игра кажется ребенку интереснее работы, ему хочется отложить работу и поиграть.

Есть много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это категория людей, гоняющихся за удовольствиями, меняющих работу на приятное времяпровождение. Они принесли из детства игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это явилось результатом неправильно организованной игры. Но это не значит, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить к работе Это скорее вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Надо не устранять игру, а правильно организовывать ее. Надо руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо понимать, что такое игра и чем ее отличие от работы.

Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа.

Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая работа похожа на плохую игру.

Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это верно: в игре не меньше ответственности чем в работе. Отличие игры от работы лишь в том, что работа является участие человека в общественном производстве, в создании общественных ценностей. У игры нет подобных целей, но она имеет к ним косвенное отношение: она готовит человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

В любой хорошей игре обязательное есть рабочее усилие и усилие мысли.

Игры маленького ребенка - в основном, комнатные игры, в которых основное место занимают игрушки. Ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками, чужие игрушки ему не нравятся. В это время развиваются личные способности ребёнка. Не пугайтесь, что, ребёнок играет один, сейчас ему нужны игры в одиночестве, но важно не упустить время когда ребенок должен перейти к играм, где большее значение имеет общение со сверстниками.

На этой стадии центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

- игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, лошадки, куклы, мягкие игрушки и пр.

Готовая игрушка хороша тем, что она постепенно знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она развивает ребёнка к технике и сложного человеческого хозяйства. Поэтому готовая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения.

Игрушечный автомобиль в руках ребенка настраивает его воображение на определённые ассоциации с транспортом, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и уходу. Родители должны наблюдать, чтобы развивающие стороны этой игрушки были замечены ребенком, чтобы он не увлекался только ее механичностью и удобством.

Очень важно, чтобы ребёнок не гордился тем, что у других детей нет таких хороших игрушек, а у него их много, Вообще такие игрушки полезны только тогда, когда ребёнок не бережет для того, чтобы похвалиться перед друзьями, а с ними играет, и играет при не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном процессе. Машины должны что-нибудь перевозить, Маленькие фигурки должны куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны спать, кушать, менять наряды, ходить в гости. В мире детской игры есть большой простор для фантазии, и чем шире и серьёзнее используется этот простор с такими игрушками, тем лучше. Если медвежонка место, только тормошат и потрошат и кидают, это очень плохо. Но если у мишки есть свое место, своя определенная роль в игровом царстве, это уже хорошо.

- другой тип игрушек это игрушка полу-готовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.

Этот тип игрушки хорош тем, что перед ребёнком ставится задача - обычно такая, которую можно решить с известным напряжением и усилием, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, логика, понятие о правильном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти почти всегда одни и те же, однотипны и быстро надоедают ребенку.

- игрушка-материал: глина, пластилин, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. и т.д.

Различные материалы - представляют самый дешёвый и самый эффективный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к человеческой деятельности: из материалов человек создаёт материальные и культурные ценности. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже зародилась культура игры и зарождается культура деятельности. В игрушке-материале есть много от реальной жизни, но в то же время есть место для фантазии, не простого мечтания, а творческой фантазии. Если есть кусочки стекла, из них нужно сделать окна, а для окон нужно придумать рамы, следовательно, для рам нужен дом. И наоборот.

Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у вашего ребенка есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше.

Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы ребёнок терялся в обилии игрушек. Пусть он из небольшого количества организует игру.

Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он хочет на не что - то перевозить, ему понадобится тележка. Не торопитесь покупать ему ее, нужно чтобы он сам её сделал из подручных. Если он ее сделает, прекрасно - цель игры достигнута. Но если ему требуется много тележек, вторую можно и купить.

Самое главное добиться следующего :

Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.

Чтобы он доводил свою деятельность до конца, а не бросался от одной задачи к другой.

Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особое внимание нужно уделить отношению ребёнка к игрушке. Он не должен ломать игрушку, должен любить её, но, в тоже время, не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась.

Надо прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Надо попытаться починить поломанную игрушку и никогда не выбрасывать её раньше времени.

Есть и другие типы игрушек, которые предназначены для детей которые, уже умеют играть с простыми развивающими игрушками, и они хотят решать более сложные творческие задачи.

В этом им могут помочь металлические, пластмассовые и другие конструкторы, комплекты для сборки различных моделей, в том числе и действующих, научно - познавательные наборы, как например набор выращивание кристаллов – который сочетает в себе интересную, игру приобщение к загадочному миру природы и получения навыков научного опыта. В наборе имеются все необходимые приспособления и компоненты для проведения этих опытов самим ребенком. Выращивание кристаллов- это очень увлекательный и красивый процесс, и если у ребенка хватит выдержки дождаться результатов, он будет очень рад, что своими руками создал такое многообразие форм и оттенков цветов. Набор содержит подробную инструкцию, информацию о минералах и процессе выращивания минералов. Существуют и другие научно - познавательные наборы для детей из области физики, химии, оптики.

Кто то раньше, кто то позже, но всех детей игра в одиночку перестает интересовать как раньше и они переходят к групповой игре. Родители должны помочь ребёнку в этот довольно трудный период. Расширение круга друзей должно происходить в обстановке наиболее благоприятной. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе.

Лучшим в это время будет такое положение, когда в группе ребят во дворе есть немного постарше, который пользуется у них авторитетом и будет организатором более молодых.

Трудность здесь в том, что дети уже не играют на глазах у родителей, а в своем детском сообществе. Этот период продолжается до 11-12 лет, ребенок уже в это время учится в школе.

Здесь родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, и подружился со сверстниками. Вы должны внимательно изучить, что это за дети. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, есть ли чего нибудь плохого в их играх.

Зачастую бывает, что инициатива одного родителя во дворе помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой катаются с обледеневшей мусорной кучи. Договоритесь с другими родителями или одни помогите ребятам насыпать настоящую горку. Сделайте своему сыну простые деревянные санки, и вскоре и у других ребят появится что-либо подобное.

В этот период очень важно общение родителей между собой, что к сожалению происходит не часто. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители вместе так же организованно будут руководить ими.

Часто дети ссорятся, дерутся и жалуются друг на друга. Большая ошибка родителей, если они сразу же принимают сторону своего ребенка и сами ввязываются в ссору с родителями обидчика, даже если ваш ребёнок пришёл в слезах. Спокойно расспросите спокойно вашего сына или дочь, представьте себе картину пришествия. В основном виновата бывает не одна сторона. Объясните своему ребенку, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно искать мирные выходы из конфликтов. Обязательно найдите достойный способ помирить вашего ребёнка с противником, пригласите обидчика в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его родителями, выясните все до конца.

Вы должны уже видеть перед собой не только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой детский коллектив и воспитывать его вместе с другими родителями. Только в тогда вы принесёте пользу и вашему ребёнку. Он увидит, что вы проводите общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего хуже агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает плохие качества характера у ребёнка, подозрительность и слепой эгоизм.

Школьная пора

Школа привносит в жизнь ребенка более широкий круг друзей, новые сферы интересов и новые виды игровой деятельности, строгий режим и чёткую организацию. Если во дворе ребенок тоже уже член детского общества, в котором нет ни строгой дисциплины, ни общественного контроля. В школе появляется и то и другое.

Ребенок начинает участвовать не только в игровых мероприятиях, но и деловых и учебных. Поэтому и игра в этот период принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с целями физического развития, правилами, а самое важное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины. Но и здесь у родителей остаются рычаги для влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности.

Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личными успехами, главным же образом, гордость успехом команды или коллектива. Будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери. Нужно пресекать хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Необходимо выработать у ребенка спокойное отношение к удачам и неудачам.

Ошибки родителей по отношению к детским играм.

Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру.

Часто родители слишком много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, игровые задачи часто решают раньше, чем их решит ребёнок.

В этом случае играют больше родители, чем ребёнок. У таких родителей дети не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё могут делать хорошо. У них развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Если вы подарите ребёнку заводную игрушку и будете сами заводить её и пускать, а ребенок смотреть и радоваться, - эта игра никуда не годится. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, в игре нет его участия. Если ребёнок будет играть только в такие игры , он вырастет пассивным , привыкшим смотреть на чужую работу, не умеющим вносить в работу творческий момент, боящийся трудностей. Игра без усилия, игра без активной деятельности - плохая игра.

Игра не должна занимать всю духовную жизнь ребёнка, необходимо развивать и трудовые навыки. Родители должны воспитывать стремление к полному удовлетворению, преодолению трудностей, развивать воображение.

Игра должна быть такой, чтобы в ней воспитывались те психические и физические навыки, которые будут необходимы для будущей работы.

Многие родители считают что дело в в количестве игрушек. Они тратят большие деньги на игрушки, заваливают детей разнообразными игрушками и гордятся этим. Дети таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.

К оглавлению

На главную страницу




КАРТА САЙТА

Copyright Sovet-land.ru © 2010 - 2018