Мобиль - это резиновая подвеска с игрушками укрепленная над кроваткой ребенка. Такие игрушки в той или иной форме издавна существовали у разных народов. Самая лучшая и удобная игрушка для ребенка до месяца, ребенку интересно наблюдать за подвижными предметами и кроме того, мобили развивают зрение. Подвешивать их надо на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотронуться и ухватиться за игрушку. Игрушки могут быть из разных материалов, главное, чтобы они были простой формы, яркими, легкими, нетоксичными и небьющимися. Количество от 3 до 6 штук, желательно их периодически менять.
С помощью яркой погремушки можно проводить глазодвигательная гимнастика. Подержите ее на расстоянии 40 см от глаз ребенка. После того, как он зафиксирует на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз... занятие должно длиться не более двух минут.
Устройте малышу первую в жизни художественную галерею. Лучшее положение новорожденного, на короткое время оставленного без присмотра, - на боку. Поместите на расстоянии не менее 30-35 см от глаз эти фигурки или рисунки на стенку кроватки.Эти рисунки также способствуют развитию зрения вашего малыша, умению фокусировать взгляд.
Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов - это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.
Наденьте яркий цветной носок на ножку ребенка. Расположите его ножку так, чтобы он мог видеть носок. Увидев пеструю раскраску, ребенок станет более активным. Вначале малыш будет останавливать взгляд на цветном чисто случайно, но вскоре научится сосредоточиваться на нем более продолжительное время. Теперь натяните носок на другую ножку или наденьте носки на обе ножки. Можно надеть носочек ему на ручку.
Звуковые игрушки, - погремушки, пищалки, колокольчики, дудочки, неваляшки, способствуют развитию слуха и познавательных способностей ребенка. Подбирая игрушку, обратите внимание на ее на громкость и тон еезвук. Игрушка, которая может громче плачущего малыша не принесет ему пользу, а только испугает малыша. Звук в игрушке не должен быть резким или очень громким. Потрясите погремушкой или другой звенящей игрушкой на расстоянии не более 1,5 метров от правого или левого уха малыша. Скорее всего он повернет голову в вашу сторону. Звуковые игрушки можно подвесить к мобилю, дотрагиваясь до игрушки, малыш поймет что, заставляет ее звучать.
Разместите различные мягкие игрушки, в том числе зверюшек, вокруг кроватки. Некоторые из них должны быть достаточно маленькими, чтобы ребенок мог их ухватить. Держите игрушку перед ребенком и поворачивайте ее в разные стороны. Поворачивая игрушку, говорите как бы от ее имени: "Эй, малыш!", "Как поживаешь, малыш?". Меняйте свой голос, говоря за ту или иную игрушку. Это позволит малышу различать звуки. Игра превосходно развивает также слуховые и мелкие двигательные навыки.
Тряпичные браслеты на ручку или на ножку ребенка вы можете сделать самостоятельно из цветной ленты, застегивающейся на липучку, или готовой матерчатой резинки, к которому пришивается бубенчик или небольшая звенящая игрушка от погремушки.
Браслет одевается ребенку на запястье то правой, то левой ручки. Когда малыш размахивает ручками, игрушка звенит и привлекает внимание ребенка.
Такие игрушки способствуют развитию координации движений рук и развитию слуха. Специалисты советуют: если у ребенка наблюдаются нарушения двигательной функции, то на проблемную ручку чаще.
НЕВАЛЯШКИ
Эти всем хорошо известные старинные куклы способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей вашего малыша. Обычно малыши с удовольствием следят за раскачиваниями этих кукол. Игрушки издают приятный переливающийся звук.
Выбирая одежду, тоже попытайтесь придерживаться принципа разнообразия: купите или сшейте распашонки из тканей, разных на ощупь, - и тогда каждое переодевание станет для малыша маленьким открытием. Пусть в его гардеробе с первых дней жизни будут не только одинаковые трикотажные комбинезончики, но и рубашечки из разных натуральных тканей
Почти все младенцы любят классическую музыку. Можно дать послушать не слишком класические мелодичные оперные арии: ребенок с удовольствием послушает мужские и женские голоса. Громкость музыки должна быть такова, чтобы не мешать обычному разговору. Длительность "музыкальной паузы" пока малыш получает от этого удовольствие. Но самый близкий звук для малыша - это голос матери. не забывайте иеть емпеть колыбельные Именно поэтому сейчас самое время петь колыбельные.
В период с третьего по четвертый месяц ребенок умеет переворачиваться со спины на животик и самостоятельно брать игрушки. Он начинает ощущать свое тело, делает целенаправленные движения.
К четырем месяцам уже хорошо умеет фиксировать взгляд на предмете и уже может увидеть его не только в виде цветного пятна, но и отличить объем и оценить расстояние до предмета. Подержите перед ребенком погремушку, время от времени встряхивая ее, чтобы энтузиазм малыша не угас. Он фокусирует взгляд на предмете, затем переводит его на собственную ручку, немного продвигает ее в сторону желанной игрушки. Главное не вкладывать игрушку в ладонь ребенка.
Почему такие игры так важны в этот период жизни малыша? Они способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают сформировать навык хватания.
"Облизывание" игрушек, так же как ощупывание, необходимо для развития мозга ребенка. Главное следите за тем, чтобы попадающие предметы были безопасны: не менее 4 см, без острых углов и граней, не содержащие ядовитых веществ и мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить. И, конечно же, игрушки нужно регулярно мыть и хранить в чистой посуде.
Существуют специальные игрушки, предназначенные для жевания, сосания, засовывания в рот.
Начиная с 4-х месяцев, малыши любят рассматривать свое отражение в зеркале.
Положите ребенка в кроватку. Неважно, куда он будет смотреть - перед собой или в сторону. Закрепите небьющееся зеркальце на одной из сторон кроватки на расстоянии 20 см. от глаз ребенка. Зеркало будет занимать ребенка, пока он лежит в кроватке. Можно использовать готовые игрушки с зеркалами. Подобные занятия способствуют развитию зрения и самоосознания.
ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНЫХ (КОЖНЫХ) ОЩУЩЕНИЙ
Теперь вашему малышу необходимы не только тактильные ощущения, о которых говорилось выше. Сейчас для него важно сочетание "вижу-трогаю-чувствую".
Предлагайте ребенку удобные для захватывания игрушки. Это могут быть игрушки из мягкого материала или наоборот, с выступающими ребристыми деталями. Очень нравятся малышам тряпичные мячики. Они могут быть разного размера: самые маленькие, которые легко поместятся в ладошку малыша, могут быть диаметром 2-3 см в готовом виде. Самые большие могут быть такими, что держать их можно будет только, обхватив обеими ладошками. Кроме таких мячиков любят малыши тряпичные "полосочки". Они шьются из длинных прямоугольных лоскутков, наполняются любыми наполнителями.
ДЕРЕВЯННЫЕ ИЛИ ПЛАСТМАССОВЫЕ БУСЫ
Их можно хватать, ощупывать, трясти. Вам достаточно показать малышу связку бус и он быстро "сообразит", что с ними делать. Когда малыш ухватится за нитку, потрясите бусы вместе с ручкой ребенка.
Можно использовать покупные погремушки-нити, если игрушки на них по размеру и форме удобны для захватывания детской ручкой. Очень привлекают малышей разноцветные бусы. Такие игры помогают развивать зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения и мелкую моторику. Хорошо развитая мелкая моторика в будущем поможет вашему малышу овладеть связной речью.
ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ
К ним относятся все игрушки, способствующие развитию слуха малыша. Бубен, барабанчик, дудка, свистки, погремушки - все эти игрушки будут вам помощниками. Отойдите от ребенка подальше, и издайте игрушкой звук. Убедитесь, что ребенок посмотрел в вашу сторону. Через некоторое время повторите эту игру. Спрячьтесь и проверьте, ищет ли ребенок глазами источник звука. Кроме того, развитие слуха стимулируют громкие и тихие, а также разные по тембру звуки.
Дайте ребенку любую из музыкальных игрушек, по которой можно стучать. Покажите, как постучать по нему кулачком или ладошкой. Дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что ваш малыш занят делом и доволен жизнью.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте малыш уже хорошо узнает маму и начинает различать своих и чужих. Он уже может какое-то время развлекать себя сам, ощупывая и рассматривая игрушки.
Давайте ему погремушки с разными ручками - в виде палочки, петельки, кольца, овала и т.п. Предлагайте взять игрушку с разных сторон.
Очень важно в этот период физическое развитие ребенка. Малыш начинает осваивать ползание.
Опустите его на пол, постелив заранее коврик или одеяло (очень выручит вас в этом случае развивающий коврик.Представляете, какие возможности откроются для ребенка?
Разложите 5-6 ярких игрушек разных цветов и форм по ковру змейкой на расстоянии 40-50 см друг от друга. Привлекайте внимание ребенка к игрушкам и побуждайте переползти от одной к другой. Постепенно удлиняйте змейку. Пройдет совсем немного времени, и первые преодоленные сантиметры к игрушке перейдут в активное исследование уголков всей квартиры и ползание "по своим делам".
Переселив малыша на пол, не пропустите один важный момент: на смену гулению приходит лепет. Это значительный скачок в речевом развитии вашего ребенка. Старайтесь разговаривать с малышом как можно больше. Называйте все вещи, которыми пользуетесь вы и ваш малыш, продукты, которые он видит, игрушки, одежду.
Дотрагивайтесь до частей тела ребенка, называя их у него и у себя. На улице показывайте и называйте ему машины, птиц, зверей, цветы. Комментируйте действия малыша простыми предложениями.
Для чего это необходимо? Прежде всего вы развиваете речь ребенка. Именно поэтому ваши предложения, обращенные к малышу, должны быть простыми и интонационно богатыми. Раньше малыш реагировал на эмоциональный поток вашей речи. Сейчас он учится воспринимать ее смысл.
КНИЖКИ
Начните показывать малышу книжки с картинками. Выберите книжки, напечатанные на плотном картоне с яркими и четкими рисунками.
Как часто и долго рассматривать книжку? Пока у малыша есть интерес. Некоторых детей такие занятия могут увлечь на 15-20 минут, а кому-то будет достаточно и 2-3 минуты. И то и другое хорошо. Такими, простыми на первый взгляд развлечениями вы учите ребенка очень многому. Развивается его речь, расширяется кругозор, он учится концентрировать свое внимание, созерцать и, во что пока трудно поверить, любить чтение и книги.
ИГРУШКИ С НАПОЛНИТЕЛЯМИ, МЯЧИ, КАРАНДАШИ
В этот период у малыша по-прежнему идет активное развитие рук. Кисть руки становится все более самостоятельной.
К 8-9 месяцам ваше чадо уже может сделать "пока-пока" и поиграть в ладушки.Постепенно ребенок учится брать предметы не всей ладошкой, а кончиками пальцев, развивается, так называемый "пинцетный захват". Сейчас самое время предложить малышу маленькие мячики, неотточенные карандаши, а также игрушки с наполнителями. Такие игрушки способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности.
ИГРУШЕЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ
Суть таких игрушек проста: нажимаешь на кнопку - раздается мелодия. Однако эти игрушки нравятся почти всем малышам. Вам достаточно показать, как нажимаются кнопки. Дальнейшая импровизация за малышом. Такие игрушки способствуют развитию зрительно-моторной координации, стимулируют развитие мышления.
ИГРОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Выглядят они как плоские доски из пластика с набором различных игрушек. Это могут быть зеркала, шарики, колокольчики, телефонные диски, разноцветные кнопки разных размеров, двигающиеся вправо-влево фигурки, счеты и т.п. Такие центры вы без труда сможете выбрать в магазинах. Чем больше манипуляций предлагает игрушка, тем лучше.
Игровые центры способствуют развитию мелкой моторики и помогают малышу научиться манипулировать различными предметами.
ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ
Эти игрушки и раньше были в обиходе малыша. Но сейчас игры можно усложнить.Накройте игрушку платком и издайте ею звук. Сделайте маленькую паузу и повторите звук. Спросите малыша: "Что это звенит (пищит)? Где же игрушка?" Побуждайте малыша подползти к платку и найти предмет. Такие игры способствуют развитию слуха и познавательных способностей.
ИГРУШКИ ДЛЯ ИГР В ВАННЕ
Все, что способно выдержать "водные процедуры", подойдет в качестве игрушек для игр в ванной . Это могут быть всевозможные губки различных форм и цветов, плавающие уточки, рыбки, кораблики и т.п. Также подойдут пластиковые стаканы и бутылочки. Покажите малышу, как наливать и выливать из них воду. Если в ванной нет пены, бросьте на дно 2-3 игрушки, побудите малыша достать их.
Поиграйте с тоненькой струйкой воды из крана. Подставьте ладошку ребенка под струйку, затем поверните ладошку. Предложите малышу "взять" струйку. Как только малыш поймет, сто ее нельзя ухватить руками, эта игра станет любимой. К тому же это упражнение очень полезно, так как струйка нежно массирует ладошку ребенка.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ
В этот период жизни малыш готовится к очень ответственному событию - первому шагу. Весь его организм работает над достижением этой цели. Каждый родитель находит свой способ помочь любимому чаду. Самый распространенный вариант - водить малыша по квартире за две руки, а потом за одну. В этом случае важно помнить следующее: кисти ребенка, а значит и ваши пальцы, не должны подниматься выше его плеч. Малыш не должен висеть на ваших руках, он должен на них опираться. В противном случае вестибулярный аппарат ребенка не тренируется, и малышу будет труднее удерживать равновесие.
Как правило, путешествие по квартире, держась за мамины пальцы, очень нравится малышам. Вначале это нравится и родителям - но до тех пор, пока поза в три погибели не начнет отзываться болью в вашей спине. В этом случае вам могут придти на помощь "ходунки"
К году малыш умеет уже сам сидеть, встает, держась за края кроватки или манежа, некоторое время может заниматься игрушками самостоятельно. Обычно малыши любят складывать разные предметы в коробку, затем вынимать их, при этом каждый раз удивляясь результату.
Какие игры и игрушки могут заинтересовать вашего любимца и быть ему полезны в этот период? Практически любая вещь, попавшая ему в руки. От вас зависит только, как разнообразить манипуляции с ней.
ПИРАМИДКИ
Желательно, чтобы пирамида была сделана из пластмассы. В отличие от деревянной, ее легко мыть, можно использовать для игр в ванной, она безопасна, когда малыш захочет попробовать ее на зубок. Купите 2-3 пирамидкиразных размеров, цветов и форм из 4-6 колец. Эти игрушки пригодятся вам и в дальнейшем.
Покажите малышу, как надевать и снимать кольца пирамидки на стержень.Самостоятельно собрать пирамидку малыш сможет примерно к году и трем месяцам, а правильно расположить колечки - к полутора годам. Игры с пирамидками развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. С помощью колец от пирамидки вы можете называть малышу цвета, цифры, вводить понятия "больше" - "меньше".
КУБИКИ
При покупке выбирайте наборы кубиков разных цветов. Также в продаже есть наборы, в которые входят не только кубики, но и предметы других форм: цилиндры, конусы, пирамиды. Все они не только удобный строительный материал, но и прекрасные наглядные пособия для запоминания цветов, названий форм.
Игры в кубики развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, познавательные способности.
ИГРУШКИ-КОРОБКИ
Подойдут любые закрывающиеся коробки с крышками, пластиковые банки из-под кофе и т.п. Либо купленный в магазине сортер.
Положите в коробку любую игрушку, шарик, другой предмет. Потрясите коробкой перед ребенком. Дайте ему поэкспериментировать с коробочкой, спрашивая: "Что там внутри? Что это звенит?". Если малыш сам не догадается сам открыть коробку, покажите ему, комментируя все свои действия. Как правило, одного показа бывает достаточно. Малыши очень быстро понимают, как извлечь содержимое.
Игры с коробочками развивают мелкую моторику пальцев, учат брать предмет из любого положения, способствуют развитию координаций движения, развитию понимания речи и познавательных способностей.
ИГРУШКИ, ПОХОЖИЕ ПО ПРИНЦИПУ НА МАТРЕШКУ
Иногда их называют игрушки-гнезда. Это вкладывающиеся друг в друга стаканчики разных форм - цилиндры, усеченные трапеции, конусы. Игрушка стимулирует развитие координаций движений, мелкой моторики, познавательных способностей, логического мышления.
На глазах у ребенка спрячьте яркий шарик под один из колпачков. Затем вытащите его, покажите малышу и спрячьте под другой колпачок. А теперь предложите малышу найти игрушку. Не важно, найдет он ее сразу (запомнил, где вы ее спрятали) или начнет переворачивать все формочки. И пусть вас не смущает, что игра очень напоминает всем известные азартные "Наперстки".Главное в этом занятии - тренировка способности ребенка помнить о своей цели и добиваться ее.
Когда игра наскучит малышу, усложните ее. Не показывайте, под какой колпачок вы спрятали игрушку. В этом случае малышу придется заняться систематическим поиском.
ИГРУШКИ-КАТАЛКИ
Это могут быть различные машинки, паровозики, лошадки и собачки на колесиках. И совсем не обязательно выбирать машинки только для мальчиков. Девочки в этом возрасте с не меньшим удовольствием будут манипулировать такими игрушками.
К некоторым игрушкам можно привязать веревку. Покажите малышу, как вы тяните за веревку и заставляете игрушку двигаться. Ребенок обязательно потянется за игрушкой. Такая игра немного напомнит погоню котенка за бантиком на веревке. Однако в отличие от котенка ваш малыш будет развивать координацию движений, стимулировать свою познавательную деятельность и открывать все больше новых возможностей в манипуляции с предметами.