РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Международный туризм - одна из главных отраслей мировой торговли услугами. Это очень быстро растущая отрасль мировой экономики,активно привлекающий крупных инвесторов, обеспечивающий множество рабочих мест и поступление доходов государственные бюджеты стран. Бум на туристические услуги во всем мире вызван, прежде всего, социально - экономическими причинами, а также прогрессом в развитии и доступности транспорта, снятием или ослаблением валютных ограничений, упрощением визового режима.
Туристический бизнес - это целый комплекс услуг, который включает в себя - совокупность гостиниц и помещений временного размещения, пунктов общественного питания, развлекательных комплексов, деловых и спортивных объектов. Составной частью туристической индустрии выступает собственно туристический бизнес.
Чтобы достичь успеха в туристском бизнесе, требуется основанная на потребностях потребителя туристских услуг профессионально организация производства и реализации турпродукта, хорошие знания международного права, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.
На сегодняшний день туристический бизнес в России является динамично развивающейся и доходной отраслью экономики с высоким потенциалом. Россия располагает огромными природными ресурсами и великим культурно - историческим наследием для развития внутреннего туризма.
Туристическая индустрия, важнейшим звеном которой выступают гостиницы и другие средства размещения, представляет собой капиталоемкую и трудоемкую отрасль. Показатели международного туризма ежегодно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом.
Международный туризм развивается по регионам мира неравномерно. Наибольшее положительное сальдо туристского баланса имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.
Если развитие туристического бизнеса непрофессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.
Закон РФ "Об основах туристической деятельности" определяет приоритеты государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рационального использования туристических ресурсов - природных, исторических, культурных объектов, которые способны удовлетворять потребности туристов.
Туристический бизнес подразумевает туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм в России. Кроме того, выделяют внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе - туризм социальный и самодеятельный.
В Росси в целом же направление туристического бизнеса годами было ориентировано на выездной сектор.
Уровень цен направлений внутреннего туризма сравнялся и даже превысил аналогичные предложения по выездному туризму. Это негативно влияет на развитие внутреннего туризма и делает его не конкурентоспособным с международным. Это обусловлено стремлением туристических фирм нарастить потенциальный доход, не учитывается платежная способность населения, преобладание в строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов и острой нехваткой недорогих.
Быстрый рост международного туризма в СССР начался во второй половине 80-х гг. В этот время основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Варшавского договора. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд - 2,2 млн). Международный туризм в РФ в 90-е гг. стал намного более динамичным, но в эти годы поток российских туристов не составлял даже 1% мирового.
В этот период завершился процесс перераспределения обшественной собственности, а после 2002 года - основную группу в туристическом бизнесе составили объекты частной собственности.
Туризм во всем мире развивается очень успешно и динамично. Не отстает и Россия. Все больше россиян имеют могут себе позволить путешествовать как внутри страны, так и за границей. Ведется строительство новых отелей, открываются новые развлекательные центры, обновляются аэропорты, совершенствуются услуги железной дороги, ремонтируются существующие и создаются новые автомобильные дороги - все это влияет на рост количества туристов и на улучшении качества их отдыха. На сегодняшний день существует 42 федеральные программы по поддержке туризма.
Наиболее привлекательные российские регионы для туристов - это Санкт-Петербург, Москва и города Золотого кольца. Очень востребованы и интересны Байкал, Камчатка, путешествия по железной дороге "Транссиб" и речные круизы по рекам России. Очень популярен приграничный туризм: это Калининградская область, Ленинградская область (Финляндия) и Дальний Восток (граница с Китаем). Пробуждается интерес туристов из бывших стран Варшавского договора и Скандинавии, к Краснодарскому краю и к Кавказским Минеральным Водам.
Россия является членом Всемирной туристской организации (ЮНВТО) - при Организации Объединенных Наций с 1975 года.
Развивается сотрудничество Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) в области обучения туроператоров.
Разработана программа развития сотрудничества в сфере туризма между странами - членами ШОС.